Интерес к славянским обычаям во мне разбудило прочтение кники Семеновой "Валькирия". Я упивалась слогом, я видела как Рюрик, о котором в учебнике только пару строк читала, ширит свои владения, как занят воевода Вольгаст (более известный у нас в историографии, как Олег). Но, главное, я разглядела как народ жил. И пусть будет пусто тому, кто назовет тех людей темными и забитыми неучами, которым не хватало христианской веры для культурной эволюции, скажем.
Когда люди живут в согласии с природой и ее циклами, они видят больше, чем те, кто ничего кроме книг не читал. Многие считают, что людей, не образованных, не просвещенных можно только пожалеть. У моего любимого Пратчетта (который тоже немного язычник, как мне думается) есть чудесная фраза: "Безграмотность — состояние, в котором человек не знает, что такое местоимение, и не умеет извлекать квадратный корень из двадцати семи целых четырех десятых. Зато знает кучу всякой ерунды, а в частности: какой из семидесяти практически неотличимых друг от друга видов лиловой морской змеи ядовитый; как обработать смертоносную мякоть дерева саго-саго,чтобы приготовить питательную кашу; как предсказать погоду по поведению древесного краба-взломщика; как управиться с лодкой в безбрежном океане при помощи кусочка веревочки и глиняного изображения дедушки; как извлечь необходимые витамины из печени свирепого ледяного медведя — ну и всякие подобные мелочи. Как ни странно, все образованные люди прекрасно знают, что такое местоимение, но понятия не имеют о саго-саго." В общем, в жизни, увы, спасает не знание терминологии, а умение жить и выживать.
Дальше, когда я проглотила "Валькирию", а за ней и всего "Волкодава", где тоже много взято от славянских традиций, я поняла, что хочу разобраться что там у нас к чему в пантеоне и мировоззрениях наших славных предков. А надо признаться, что я имею некую слабость к мифологиям (промолчим о сказках). В третьем классе мне подарили книгу мифов древней Греции, я перечитала ее раз сто. Я знала мифы Крыма, так как у нас была чудная книга о них. Потом пала мифология скандинавов, кельтов, а последним бастионом, который пришлось брать на сей день, были мифы Китая.
Собственно, на любви к мифам и замешан мой личный политеизм. Я слишком люблю всех этих духов и богов различных народов, чтобы верить, будто бы их существование может кому-то вредить. Более того, на мой взгляд нельзя считать глупыми людей, которые сумели создать такую разветвленную систему причинно-следственных взаимосвязей всего живого, нашли тех, кто за ту или иную часть оной отвечает. Это гораздо сложнее, чем верить в одного бога. Те же "темные" славяне прекрасно знали, что богов-то просить о помощи можно, но самим нельзя плошать. Древние боги были ближе к людям, они бродили по земле, заходили в дома. Нынешняя точка зрения на мир людей глубоко религиозных утверждает, что пропасть между Богом и людьми не преодолеть, мы грешны, а следовательно - не достойны ничего, нам остается только каяться. Славяне верили, что бог может явиться на землю и станцевать вместе с простым народом, если танец хорош. Они судили о людях по их жизни и делам, а не по тому как часто они кладут требы тому или иному покровителю. Они знали, что надо радоваться, ведь жизнь - это дар, а не юдоль скорбей.
Дальше, все та же Семенова предстала передо мной в виде книги "Мы - славяне!", где более стройно излагались все мои хаотически надерганные из книг познания. И как-то я так прониклась, и в цепь любимых мною мифологий вошла еще и славянская. Так с тех пор с нею и идем. Я люблю читать о древних верованиях, обрядовости, я верю, что славянский пантеон не на пустом месте строился. А верования дремучих наших предков, если приглядеться, оказываются очень обоснованными и о сию пору актуальными.
Да-да, я не отрицаю, что были жертвоприношения, глупые оговоры и т.д. Но, позвольте, а разве просвещенная Инквизиция вела себя гуманнее? Ордам язычников не натворить столько, сколько сделали неприметные мужчины в сутанах.
За сим кончаю, и не могу не привести напоследок еще одну прекрасную мысль сера Теренса: "Волшебники не верят в богов. Примерно так же, как большинство людей не видят необходимости верить, скажем, в столы. Люди знают, что столы существуют, знают, что существование это оправданно и столы занимают определенное место в хорошо организованной вселенной. Люди просто не видят никакой необходимости в том, чтобы ходить кругами и приговаривать: «О великий стол, без тебя я — ничто». В любом случае, либо боги существуют — вне зависимости от того, верите вы в них или нет, — либо они существуют в качестве функции веры. Так что на всякие частности можно не обращать внимания. А хочется преклонить голову — всегда пожалуйста".